Кострому называли пионерской столицей не только за активность и интересные пионерские дела, но и за серьезные научные исследования, которые с 50-х годов 20 века формируют костромскую научную психолого-педагогическую школу.
Костромской государственный университет, известный в России и мировом сообществе своей научной социально-психологической школой многие годы занимается проблемами воспитания, в том числе воспитания в образовательных организациях высшего образования. Костромской государственный университет с 50-х годов 20 века концентрирует свое внимание на исследованиях проблем воспитания.
Семен Михайлович Миценгендлер
Научными лидерами психолого-педагогической школы были Семен Михайлович Миценгендлер – организатор научных конференций, посвященных воспитанию, деятельности пионерской организации и создатель историко-педагогического факультета.
С.М. Миценгендлер — первый декан первого в стране историко-педагогического факультета (подготовка учителей истории и обществоведения и еще в специальности — методист по воспитательной работе). В 1957 году Миценгендлера приглашают на работу в Кострому. Он избирается старшим преподавателем Костромского пединститута, читает лекции по истории, логике и педагогике. И работает не только в стенах института, но работает и в Костромском областном Дворце пионеров, работает так, что возглавляет его. Директор Костромского областного Дворца пионеров.В начале 60-х Миценгендлер едет в Москву, бегает по министерствам и ведомствам, и… В Костромском педагогическом институте в 1962 году открывается новый Историко-педагогический факультет, где ведется подготовка не просто учителей истории и обществоведения, но и специалистов-организаторов, педагогов-психологов, методистов внешкольной работы с высшим педагогическим образованием.
Валентин Григорьевич Яковлев
Валентин Григорьевич Яковлев – первый заведующий кафедрой пионерской и комсомольской работы в Костромском государственном педагогическом институте имени Н.А. Некрасова, создавший профессиограмму выпускника историко-педагогического факультета.
Клара Андреевна Воронина
Клара Андреевна Воронина, несколько лет возглавлявшая историко-педагогического факультет и обобщившая опыт его работы.
В 1969 году переехала в Кострому и почти 20 лет, до 1989-го, была бессменным преподавателем логики и психологии КГПИ им. Некрасова. Дважды становилась деканом историко-педагогического факультета вуза - в 1969-1972 и в 1976-1978 годах. Написала серию книг по методике профессионального воспитания. В 1962 году на базе историко-филологического факультета было открыто одно из первых и немногих в стране отделений по подготовке учителей истории и пионервожатых с высшим образованием. Уйдя на пенсию значительно позже положенного, завершив педагогическую работу в вузе, Клара Андреевна продолжала оставаться полезной и нужной людям. Она организовала психологическую службу в школах Костромы и работала методистом городского методического центра управления образования.
Лев Ильич Уманский
Лев Ильич Уманский, много внимания уделявший психологии коллектива и организаторской деятельности. В истории отечественной психологии Уманский известен, прежде всего, как разработчик двух научных направлений: психологии организаторских способностей и организаторской деятельности, а также — психологии малой контактной группы и ее развития. Кафедры психологии Курского государственного педагогического института (1950–1972) и Костромского педагогического института им. Н.А. Некрасова (1973–1983), а также лаборатории при этих кафедрах стали местами создания его научной школы. На базе этих двух лабораторий под руководством Л.И. Уманского и при активном участии его ближайших учеников (А.Н. Лутошкин, А.С. Чернышев и др.), а также многих других сотрудников и аспирантов сформировалась единая научная школа. Свою теорию организаторских способностей личности Л.И. Уманский разрабатывал много лет и неоднократно корректировал.
Подтверждением значимости исследований по изучению контактных групп разного типа под руководством Л.И. Уманского стало проведение 27–29 сентября 1978 года в Костроме первого Всесоюзного симпозиума «Психология первичных коллективов». В 1979 году Л.И. Уманский и А.Н. Лутошкин были награждены престижной в то время премией Ленинского комсомола за цикл работ в области воспитания молодежи.
Спустя годы можно выделить следующие основные моменты, отличавшие научную школу Л.И. Уманского от других. Научные подходы, концепции и идеи этой школы, с одной стороны, базировались на фундаментальных научных знаниях того времени, а с другой — возникали, корректировались, проверялись и сразу реализовывались в практике работы как с юношескими контактными группами, так и с производственными коллективами «взрослых». К счастью, традиции Курской и Костромской научных школ, созданных Л.И. Уманским, А.Н. Лутошкиным, А.С. Чернышевым и другими учениками Льва Ильича, не законсервировались и не стали достоянием прошлого. Они развивались и развиваются с учетом современных запросов и вызовов.
Анатолий Николаевич Лутошкин
Анатолий Николаевич Лутошкин автор книг и методик о лидерах и детских коллективах. Научные работы Анатолия Николаевича всегда носили практико-ориентированный характер, выводы и рекомендации его исследований нашли широкое применение в деятельности школ, учреждениях профессионального дополнительного образования, в загородных детских центрах, в общественных объединениях детей и молодежи. премия. С 1980 года и по настоящее время лагерь старшеклассников Костромской области носит почетное имя Лауреата премии Ленинского комсомола А.Н. Лутошкина. В педагогическом наследии А.Н. Лутошкина рассмотрены важные аспекты социального воспитания детей и молодежи. Наиболее актуальными для сегодняшней практики социального воспитания являются отраженные в его творчестве проблемы формирования социальной одаренности, социальной ответственности, стимулирования социальной активности и развития коллектива, как пространства социального воспитания.
Николай Федорович Басов
Николай Федорович Басов, д.п.н., профессор, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, Лауреат Премии Правительства РФ в области образования. Научные интересы сосредоточились на изучении проблем социальной работы с молодежью, инвалидами, пожилыми людьми. Входил в состав рабочей группы по подготовке законопроектов «Об основах государственной молодежной политики в Костромской области», «О государственной поддержке молодежных и детских объединений в Костромской области». . По учебникам Николая Федоровича обучаются не только костромичи, но и студенты более 200 вузов России.
Нонна Сергеевна Захарова
Нонна Сергеевна Захарова, самая старшая вожатая, одна из организаторов лагеря актива «Соколенка». Сферу научных интересов Н.С. Захарова связала с научно-педагогической и общественной деятельностью в сфере развития детского движения.. При содействии С.М. Миценгендлера реализовала инициативу по созданию сводных разновозрастных отрядов по месту жительства и организации их деятельности в зонах пионерского действия, что было новым для страны. В 1979 г. совместно с А.Н. Лутошкиным создала областной лагерь пионерского актива «Соколенок», ставший системообразующим элементом деятельности региональной детской организации. В 1994 г. Н.С. Захарова становится соучредителем костромской местной общественной организации «Ассоциация исследователей и организаторов детских объединений» и принимает активное участие в деятельности межрегиональной общественной организации «Ассоциация исследователей детского движения». С 1994 г. Н.С. Захарова является сотрудником Межвузовского Центра по научно-методическому обеспечению социальной работы в сфере детского и молодежного движения и участвует в проведении исследований, которые находят отражение в научных изданиях Центра.
Анатолий Григорьевич Кирпичник
Анатолий Григорьевич Кирпичник, к.п.н., профессор КГУ – лидер Костромского «Комсорга» и один из организаторов и самых активных участников Ассоциации исследователей детского движения. Занимался изучением психологией и педагогикой групп, социальной активности детей, диалогического взаимодействия. В научных трудах исследовал Особенности групп свободного общения и разновозрастных объединений подростков, контактная группа и процесс ее развития, условия достижения уровня социально-психологической зрелости. Уделил внимание динамическим формам и противоречиям процесса коллективообразования, установлению диалогу в системе взаимодействия «учитель-ученик», определил характеристики, особенности и динамику развития временного коллектива. Особая область научных интересов «социокинетика» – область научного знания об общественном движении детей.
Валентина Марковна Басова
Валентина Марковна Басова, д.п. н, профессор, заведующий кафедрой социальной педагогики КГУ им. Н.А. Некрасова (2001 - 2013 гг.), профессор кафедры психолого-педагогического образования (2013 - 2016 гг.). Под ее руководством кафедра стала научно-методическим центром социально-педагогической деятельности региона. Басова В.М. за годы своей практической деятельности стала наставником для десятков педагогов, работающих в образовательных учреждениях города Костромы и Костромской области, она внесла значительный вклад в разработку теории и истории социальной педагогики, в совершенствование методов обучения и социального воспитания подрастающего поколения, обеспечение профессионального становления специалистов в области социального воспитания детей и молодежи.
Владимир Андреевич Кудинов
Владимир Андреевич Кудинов, занимается вопросами истории пионерской организации, является автором более 250 научных статей по истории, теории, педагогике детского и молодежного общественного движения, по вопросам подготовки кадров организаторов детского движения, пионерской и скаутской организации. Научное направление исследований связано с государственной молодежной политикой, детским и молодежным движением.
Андрей Иванович Тимонин
Андрей Иванович Тимонин, д.п.н., профессор, директор института пеагоги и психологии КГУ с 2004 по 2005 гг. Он пользовался заслуженным авторитетом у руководства, коллег и студентов. Его путь преподавателя в КГУ им Н.А. Некрасова начался в сентябре 1989 г., а уже в июне 1995 г. он был назначен деканом социально-экономического факультета, с июня 1996 года по июнь 2001 года являлся деканом социально-педагогического факультета. В 2004 г. Андрей Иванович стал директором Института педагогики и психологии, которым мудро руководил до 2017 г... Кроме того, он более 20 лет возглавлял Областной лагерь старшеклассников имени А.Н. Лутошкина «Комсорг». Под руководством А.И. Тимонина защищено более 50 кандидатских диссертаций по педагогике. Он является автором более 80 учебно-методических и научных публикаций, часть из которых имеет гриф Министерства образования и науки РФ.
Официальным признанием костромской научной школы исследований в области детского и юношеского движения стало Постановление ЦК ВЛКСМ в октябре 1979 года о присуждении премии Ленинского комсомола А.Н. Лутошкину и Л.И. Уманскому за цикл работ по психологии и педагогике воспитания молодежи.
В 1989 году по инициативе костромских ученых (А.Г. Кирпичник, Н.Ф. Басов, Н.С. Захарова) на страницах журнала «Вожатый» началась дискуссия о том «что» и «как» делать пионерской организации, детским общественным объединениям и о том, что такое наука о воспитании и наука о пионерской организации.
В результате взаимодействия ученых разных вузов была создана «Ассоциация исследователей детского движения», которая в течение нескольких лет проводила работу, связанную с изучением детского движения уже в новой России. Неоднократно Ассоциация проводила свои встречи в Костроме.
В настоящее время коллектив преподавателей Костромского государственного университета, продолжая традиции Костромской научной психолого-педагогической школы, является разработчиком программ подготовки вожатых, педагогических практик, которыми руководствуются все вузы страны, ведет подготовку организаторов детского движения, которые уже сейчас приходят работать в школы на новую должность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.
Также на базе вуза реализуются государственные задания, посвященных проблемам воспитания. «Комплексное исследование системы воспитания в образовательных организациях общего образования в 2016-2017 учебном году и разработка научно-обоснованных предложений по ее оптимизации на федеральном и региональном уровнях» (2017 г.), «Исследование состояния и перспективы развития кадрового потенциала сферы воспитания.
Разработка методики педагогического сопровождения реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации» (2018 г.), «Научно-методическое и ресурсное обеспечение проведения комплекса общественно-значимых мероприятий, направленных на обеспечение воспитательной работы с обучающимися образовательных организаций высшего образования Российской Федерации» (2022-2024 годы), «Исследовательско-конструктивный подход как интегративное основание реализации молодежной политики и воспитательной деятельности в вузе» (2023-2025 годы), «Социализация, идентичность и жизненные стратегии молодежи в условиях “новых войн”» (2023-2025 годы), в результате выполнения которых были получены систематизированные данные об актуальном состоянии системы воспитания на федеральном и региональном уровнях, разрабатываются новые исследовательские парадигмы и подходы к изучению и конструированию воспитательной деятельности.
На основе оценки состояния системы воспитания разработаны стратегии оптимизации системы воспитания в образовательных организациях, методики сопровождения реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации. Представлена качественно-количественная характеристика участия обучающихся в жизни школы и общества на разных уровнях образования. Предложены новые подходы к взаимодействию образовательной организации с общественно-государственной организацией школьников. Обоснована компетентностная модель специалистов, работающих в системе воспитания в образовательных организациях. Разработаны новые подходы к диагностике профессиональной компетентности педагогов-воспитателей. Разработан комплект учебно-методической документации для подготовки кадров, обеспечивающих воспитательную деятельность в детских организациях в системе общего образования; документация по организации системы непрерывных практик, направленных на формирование у обучающихся УГСН «Образование и педагогические науки» профессиональных компетенций в сфере воспитания.
В рамках выполнения государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации 850000Ф.99.1БН66АА0400 «Научно-методическое и ресурсное обеспечение проведения комплекса общественно-значимых мероприятий, направленных на обеспечение воспитательной работы с обучающимися образовательных организаций высшего образования Российской Федерации» (2022 год) разработаны методические рекомендации по реализации молодежной политики и воспитательной деятельности в университетах России на основе нового методологического подхода: исследовательско-конструктивного.
Базой этого подхода являются идеи: построения жизненного пути студента на основе традиционных духовно-нравственных российских ценностей; сопровождения студента по этому жизненному пути средствами ежегодного согласования интересов и ценностей студенчества и вузовского сообщества (ежегодные исследования студенческой среды); поддержание постоянной развивающей коммуникации молодых людей и «значимых взрослых» в ценностно-деятельностно сверхнасыщенной и открытой социокультурной среде университета. В рамках проекта проведено исследование более 94000 студентов, 4500 преподавателей, 280 проректоров 300 университетов и колледжей России.
Особенностью данного исследования являлось то, что базовые гипотезы, инструментарий и механика проведения разрабатывалась и реализовывалась интегрированной командой ученых, студентов, преподавателей, проректоров и сотрудников воспитательных служб университетов в течение 6 месяцев 2022 года. Такой подход дал возможность получить верифицированные всеми сторонами процесса исследовательские данные.
Одним из ключевых направлений исследования было изучение ценностных ориентиров и представления о гражданственности и патриотизме у студентов и преподавателей/ сотрудников университетов, а также возможности синхронизации ценностей и представлений. Результаты исследования легли в основы методических рекомендаций по реализации молодежной политики и воспитательной деятельности в университетах России.
На базе Института педагогики и психологии КГУ регулярно проводятся конференции, посвященные проблемам воспитания в изменяющемся обществе. 13-14 апреля 2017 года институт педагогики и психологии Костромского государственного университета принимал в своих аудиториях участников Всероссийской научно-практической конференции «Технологии воспитания в общеобразовательных организациях». Проведены два Всероссийских педагогических форума «Фактор развития: педзагрузка» (2017, 2018 гг.), которые дали возможность представить разработки по подготовке студентов – будущих специалистов в сфере воспитания, выстроить индивидуальные маршруты профессионального роста студентов и преподавателей в сфере развития компетенций воспитания, найти единомышленников для реализации совместных педагогических проектов.
Форумы объединили студентов, получающих педагогическое образование, молодых педагогов, преподавателей, экспертов, общественность для обсуждения, оценки и продвижения перспективных практик, лучших идей, современных технологий подготовки студентов к профессиональной педагогической деятельности.
В 2020 году состоялась III Всероссийская научно-практическая конференция (с международным участием), посвящённая 85-летию со дня рождения А.Н. Лутошкина «Психология и педагогика социального воспитания». Были исследованы следующие вопросы: ценностные основания и ориентиры социального воспитания; воспитательные организации – субъекты социального воспитания; воспитательное пространство и воспитательная среда; общественные объединения детей: социальная инициатива и опыт участия; технологии и практики социального воспитания; подготовка кадров для социального воспитания. По результатам издана монография Психология и педагогика социального воспитания: традиции, опыт, тренды развития: монография / сост. и общ. ред. А.Г. Кирпичника, А.Г. Самохваловой. – Кострома: Костромской государственный университет, 2020. - 378 с.
В 2022 году прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Новый человек в новом обществе: проблемы социализации, ресурсы развития личности и коллектива» (посвящена 100-летию пионерской организации) (17.03.2022 – 18.03.2022). Научно-педагогические работники, более чем из 30 образовательных организаций высшего образовании Российской федерации, практические работники сферы воспитания обсудили проблемы социализации, ресурсы развития личности и коллектива и отметили высокую значимость и актуальность вопросов социализации и воспитания детей, подростков молодежи в условиях быстро меняющегося общества, решения сложных социальных и политических проблем стоящих перед страной. В 2024т году прошла II Международной научно-практической конференции «Жизненные траектории личности в современном мире: социальный и индивидуальный контекст» (Кострома, 18.04.2024 – 19.04.2024). на конференции обсуждались вопросы связанные с формированием и развитием личности в меняющемся мире, проектированием и реализацией образовательных траекторий личности в современном мире, характеристика личности и группы в контексте современности, психолого-педагогическое сопровождение семей, детей и молодежи в условиях организаций образования, здравоохранения и социальной защиты, психолого-педагогическое сопровождение и реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья на разных этапах жизни, а также основные направления развития инклюзивного высшего образования в России.
Научный задел, имеющийся у коллектива, может быть использован для достижения целей, предлагаемых к разработке научных тем и дальнейших научных исследований в области социального воспитания.
Костромской государственный университет как пространство воспитания
Костромской государственный университет ведет активную работу по гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи. В 2021 году в университете было создано патриотическое общественное студенческое объединение «Сердцем с Россией», которое сразу вошло в состав Всероссийской ассоциации патриотических студенческих клубов «Я горжусь». Молодое объединение уже организовало более 10 встреч патриотической направленности, в том числе с Героями России. Такие встречи формируют у подрастающего поколения базовые патриотические ценности. Совместно с другими студенческими объединениями «Сердцем с Россией» активно участвует во Всероссийских проектах «Больше, чем путешествие» и «Больше, чем работа».
В рамках проекта «Больше, чем путешествие» совместно с Welcome-центром КГУ разрабатываются историко-образовательные и профориентационные туристические продукты (маршруты, программы, квесты) для студентов и школьников из других регионов России. Также наши студенты активно посещают с теми же целями регионы-партнеры проекта. Таким образом, в 2022 году Костромской государственный университет вошел в топ-5 университетов-лидеров Всероссийских проектов АНО «Россия – страна возможностей» в области развития студенческого туризма.
Костромской государственный университет имеет богатый опыт в сопровождении, подготовке профессиональных вожатых и внедрении опыта подготовки вожатых на территории РФ. В сентябре 2017 года в рамках Всероссийского форума вожатых на базе ВДЦ «Смена» программа школы профессионального вожатого вошла в ТОП-5 лучших по России. В 2018 году программа подготовки вожатых заняла 2 место во Всероссийском конкурсе курсов подготовки вожатых (ФГБОУ ВО Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова). В 2018 году научно-методический комплекс «Система подготовки и сопровождения вожатых-организаторов оздоровительных и профильных программ отдыха и оздоровления» получил диплом 1 степени в рамках Всероссийского конкурса методических разработок (ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»). В 2018 году проект «Социально-интегративная платформа «Школа профессионального вожатого» стал победителем Всероссийского конкурса молодежных проектов среди образовательных организаций высшего образования при поддержке Федерального агентства по делам молодежи. Вуз является победителем в Международном образовательном конкурсе профессионального мастерства «Образовательные технологии как объект педагогического выбора» (март-апрель 2017 года).
Особое внимание в университете уделяется развитию студенческого самоуправления. Продолжает активно действовать Объединенный совет обучающихся вуза, созданный в октябре 2016 года. В нем представлены профсоюзная организация студентов, студенческие объединения, представители актива каждого института. Члены ОСО стали участниками семинара для лидеров студенческого самоуправления ЦФО «Перспектива» (2022 г.).
В 2022 году значительная выросла доля студенческих объединений различной направленности (72 ед), среди которых: органы самоуправления – 13, профессиональное воспитание – 30, научная деятельность – 6, общественные инициативы – 11, досугово-развивающие – 12 (охват – около 2000 обучающихся КГУ). Большой вклад в организацию мероприятий вносят студенческие объединения общеуниверситетского: клуб интернациональной дружбы, welcome-центр, патриотический клуб, многопрофильный волонтерский центр, клуб молодого избирателя, медиацентр, научная ассоциация студентов и другие.
Ежегодно команды КГУ одерживают победы во Всероссийском конкурсе молодежных проектов среди образовательных организаций высшего образования и физических лиц, организованным ФАДМ «Росмолодежь» и получают гранты на реализацию проектов: 2018 г. - Обучающая региональная программа для добровольцев и волонтёрских отрядов «Атлас добра», Молодёжное бизнес-пространство Innovation & Skills (Инновации и Компетенции), 2019 г. - Акселератор молодёжных инициатив Innovation & Skills – от компетенций к стартапу, 2021 г. – Патриотическая площадка молодёжного форума-фестиваля «Мы дети твои, Россия!»; 2022 г. – «NO HORROR: Anti-terror»: окружной студенческий форум», «ДРОНТ: территория молодежной экокультуры», «Фестиваль грамотности», «Выездной проектно-образовательный интенсив «V_ДВИЖении»», «Краеведческий видеожурнал «Пропилеи»»; 2023 г. - Интернациональный антитеррористический слёт студенческой молодёжи ЦФО «Единство», «Лабиринты истории: в поисках правды», «Школа 3D моделирования и прототипирования «Для СВОих», «Лаборатория гидропоники «ЭкоЛаб»: территория студенческих инноваций».
В 2022, 2023 гг. студенты КГУ стали финалистами Всероссийского студенческого проекта «Твой ход». В 2024 году студентка Даша Чекалкина стала победителем трека «Делаю» четвертого сезона Всероссийского студенческого проекта «Твой Ход».
В КГУ ведется большая работа в целях гражданско-правового, патриотического и нравственного воспитания. Большой вклад в этом направлении вносит Клуб интернациональной дружбы (участие и организация: Всероссийский конкурс презентаций студенческих межнациональных клубов «Единство в многообразии» ,форум КГУ «Университет как пространство культуры», VII Международная просветительская акция «Большой этнографический диктант», Всероссийская акция, приуроченная к Дню народного единства, Праздник интернациональной дружбы КГУ, региональный студенческий форум «Межнациональный мир. Мы вместе»). Кроме того, Клуб интернациональной дружбы проводит активную работу по профилактике экстремизма и терроризма, формированию в студенческой среде ценностей межкультурной коммуникации и толерантности.
Клуб молодого избирателя стал участником ряда крупных событий: общенациональная акция «Всероссийский тест на знание Конституции РФ», избирательный диктант Костромской области от избирательной комиссии региона, интеллектуальная игра «Мой выбор 12.12», приуроченной ко Дню Конституции РФ 2022, участие в отборе всероссийского конкурса «Атмосфера» от ЦИК РФ.
В мае 2022 года в Костромском государственном университете появился студенческий патриотический клуб «Сердцем с Россией». Клуб входит во Всероссийскую ассоциацию студенческих патриотических клубов «Я горжусь». Ключевые мероприятия клуба: фотоконкурс «Моя Родина – Россия», уроки для студентов СПО, посвящённые теме коллаборационизма в годы Великой Отечественной войны в рамках проекта института гуманитарных наук и социальных технологий КГУ «Без срока давности: шаги к пониманию правды», в рамках уроков «Разговоры о важном» была разработана и проведена викторина в формате «Своя игра» для студентов СПО, тематическое мероприятие «Сердцем с Россией», посвящённое празднику Дня Народного единства. Участники клуба приняли участие во Всероссийском слёте студенческих патриотических клубов «Я горжусь» в Москве. В рамках проекта «Я горжусь героями» состоялись встречи студентов и представителей студенческого патриотического клуба «Сердцем с Россией» с Героями Российской Федерации. В рамках программы IX молодёжного кинофестиваля «Перерыв на кино» при содействии Фонда «Мост поколений» студенческий патриотический клуб «Сердцем с Россией» провёл показ фильма «Я самый обыкновенный солдат», посвящённого Дню артиллериста и Дню Героев Отечества.
В направлении развития добровольческого движения ведется системная работа по привлечению волонтеров, организация социальных акций разного уровня и направленности. В университет функционирует Многопрофильный волонтерский центр, целью которого является формирование банка инновационного опыта организации волонтерской деятельности и благотворительности; развитие у студентов системы значимых ценностно-смысловых установок, социальных и межличностных отношений. В каждом институте функционируют волонтерские объединения студентов различной направленности: социальное, событийное, инклюзивное, спортивное, экологическое просветительское добровольчество, помощь в ЧС. Добровольческой деятельностью охвачено более 1000 студентов, действующий актив – около 200 человек.
Ежегодно добровольцы КГУ становятся участниками и организаторами различных событий: социальные акции в учреждениях образования, социальной защиты населения, общественных организациях; областной форум добровольцев; школа волонтера КГУ; штаб #Мывместе и др. В последнее время волонтеры КГУ активно включились в работу по поддержке участников СВО и их семей (сбор гуманитарной помощи, социальные акции). Добровольцы МВЦ принимали участие в крупных международных, всероссийский, региональных форумах и конкурсах: Международный форум гражданского участия #МЫВМЕСТЕ, Итоговый форум добровольцев Костромской области, Форум для лидеров добровольческих объединений города Костромы, Всероссийский конкурс молодежных проектов среди образовательных организаций высшего образования и физических лиц, Всероссийский конкурс лучших региональных практик поддержки добровольчества «Регион добрых дел», Национальный чемпионат «Абилимпикс», Всероссийский форум «Доброволец России» и др.
С апреля по декабрь 2022 года в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования России на платформе Костромского государственного университета вел свою деятельность Временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК) в рамках проекта «Молодежная политика и воспитательная деятельность в вузах России». Соучастниками работы ВНИК стали студенты вузов России, в том числе и команда Костромского государственного университета.
Команда КГУ была сформирована из студентов 2-5 курсов разных институтов, на разных этапах проекта состав команды изменился, но основной «костяк» оставался неизменным. За 9 месяцев команде КГУ на разных этапах проекта удалось: принять участие более чем в 30 еженедельных онлайн-встречах, вовлечь в исследование более 500 студентов и 100 преподавателей университета, посетить очную выездную исследовательскую экспедицию проекта в рамках форума «Машук», реализовать свои проектные предложения в рамках форума и проекта.
С сентября по декабрь 2022 года команда КГУ стала активным участником 3 этапа проекта «Молодежная политика и воспитательная деятельность в вузах России» - всероссийской исследовательской экспедиции «Путь студента», которая проходила в онлайн-формате. За время участия в экспедиции студенты КГУ вновь провели исследование на базу университета, представили исследовательский отчет перед коллегами-участниками, стали модераторами 2 исследовательских флешмобов экспедиции, организовали очную Панельную дискуссию на площадке вуза, приняли участие в разработке рабочей тетради «Навигатор студента», посетили Всероссийский студенческий форум «Твой ход».