Научная деятельность 2024-25
3 октября 2025 года состоялась очередная интеллектуальная игра Завалинка
Правда ли, что «кутафья» — это бабушкин пирог? И может ли «шымозить» означать нечто романтическое? Ответы на эти и другие, не менее странные, вопросы искали участники нашей интеллектуальной игры «Завалинка»!
https://kosgos.ru/svedeniya-ob-organizatsii/struktura-i-organy-upravleniya/instituty/institut-fiziko-matematicheskikh-i-estestvennykh-nauk/kafedry/kafedra-vysshej-matematiki/nauchnaya-deyatelnost.html#sigProId76440021ae
С февраля по май 2025 года на базе кафедры высшей математики работала образовательная программа «Школа Юного Математика» для учеников 5-6 классов. Данная программа позволяет изучить разделы математики, которые способствуют всестороннему развитию личности обучающегося. Занятия нацелены на то, чтобы дети с особыми образовательными потребностями посмотрели на математические задачи по-новому. Математика – это не только «сухие» вычисления и уравнения, а математика – красива, занимательна и не тривиальна.
https://kosgos.ru/svedeniya-ob-organizatsii/struktura-i-organy-upravleniya/instituty/institut-fiziko-matematicheskikh-i-estestvennykh-nauk/kafedry/kafedra-vysshej-matematiki/nauchnaya-deyatelnost.html#sigProId6ceb6e219c
16 мая 2025 года в рамках весенней научно-методической сессии по математике и математическому моделированию прошло мероприятии, в котором приняли участие преподаватели вуза, учителя из школ Костромской области, студенты. С докладом на семинаре выступил Андрей Семенов, ведущий научный сотрудник Федерального института педагогических измерений.
В формате диалога участники обсудили новости ЕГЭ этого года, актуальные задания и их особенности. Также коснулись вопросов мотивации школьников при сдаче профильной математики и уровня подготовки.
https://kosgos.ru/svedeniya-ob-organizatsii/struktura-i-organy-upravleniya/instituty/institut-fiziko-matematicheskikh-i-estestvennykh-nauk/kafedry/kafedra-vysshej-matematiki/nauchnaya-deyatelnost.html#sigProIdb2a98b50f3
6-7 мая 2025 года прошла весенняя научно-методическая сессия по математике и математическому моделированию. Сессия проводится в рамках совместной деятельности научного семинара «Качественная теория дифференциальных уравнений» механико-математического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова и Костромского университета.
https://kosgos.ru/svedeniya-ob-organizatsii/struktura-i-organy-upravleniya/instituty/institut-fiziko-matematicheskikh-i-estestvennykh-nauk/kafedry/kafedra-vysshej-matematiki/nauchnaya-deyatelnost.html#sigProId239e755e88
9 апреля 2025 года кафедра высшей математики института физико-математических и естественных наук с огромным удовольствием провела мастер-класс для учителей математики из 29 образовательных организаций города Костромы в рамках основного тура областного Турнира Юных Математиков! Вместе с педагогами мы погрузились в увлекательный мир гомотетии – термина, который может показаться пугающим, но на самом деле открывает двери к элегантным и красивым решениям сложных задач по геометрии. Гомотетия – это не просто сухая формула, а настоящее искусство, позволяющее преобразовывать плоскость и делать математику живой и яркой! На мастер-классе мы еще раз убедились, что математика – это не только числа и уравнения, но и завораживающие идеи, которые могут вдохновлять и радовать. Учителя делились своим опытом, открывали новые горизонты и находили креативные подходы к обучению. Мы призываем всех любить математику, интересоваться ею и погружаться в её удивительный мир! Она щедро одарит вас положительными эмоциями и новыми знаниями. Погружайтесь в мир математики вместе с нами, и пусть каждый урок станет для вас настоящим открытием!
https://kosgos.ru/svedeniya-ob-organizatsii/struktura-i-organy-upravleniya/instituty/institut-fiziko-matematicheskikh-i-estestvennykh-nauk/kafedry/kafedra-vysshej-matematiki/nauchnaya-deyatelnost.html#sigProIdf4da255530
9 апреля 2025 года что кафедра высшей математики при поддержке «Центра Одаренные школьники» успешно провела основной тур областного Турнира Юных Математиков! Это событие собрало более 100 талантливых школьников из 29 образовательных организаций Костромской области, а также более 30 преданных делу учителей, которые вдохновляют и поддерживают наших юных математиков. В этом году участники снова убедились, что математика — это не просто наука, а настоящая магия, полная интересных задач и увлекательных открытий! Каждый из школьников проявил свои навыки и смекалку, решая сложные задачи, которые не оставили никого равнодушным.
https://kosgos.ru/svedeniya-ob-organizatsii/struktura-i-organy-upravleniya/instituty/institut-fiziko-matematicheskikh-i-estestvennykh-nauk/kafedry/kafedra-vysshej-matematiki/nauchnaya-deyatelnost.html#sigProIda6c86d374c
29 марта 2025 года прошла Всероссийская студенческая физико-математическая олимпиада имени Георгия Николаевича Шуппе, организованная дистанционно кафедрой высшей математики! Событие собрало лучших студентов со всей страны, в том числе и студентов КГУ ИФМЕН, и Рязанский государственный радиотехнический университет им. В.Ф. Уткина был в центре внимания, организовывая это мероприятие! Поздравляем всех участников ИФМЕН с проявленным упорством и стремлением к знаниям! Вы – наше будущее!
14 марта 2025 года Студенты Костромского государственного университета с разных курсов и направлений подготовки ИФМЕН сразились в интеллектуальной игре «Завалинка», посвященной Дню числа π! Участники узнали интересные факты об этом загадочном числе и проявили свои знания в жаркой борьбе за победу! Это не просто праздник для любителей математики, а возможность отпраздновать всю красоту и загадочность науки, которая окружает нас.
Результаты игры:
- 1 место: Педагогическое образование, Математика, физика, 2 курс!
- 2 место: Химики, 1 курс!
- 3 место: Команда "Икс"!
Поздравляем победителей и всех участников! Пусть ваши идеи и мечты будут такими же бесконечными, как и его цифры!
https://kosgos.ru/svedeniya-ob-organizatsii/struktura-i-organy-upravleniya/instituty/institut-fiziko-matematicheskikh-i-estestvennykh-nauk/kafedry/kafedra-vysshej-matematiki/nauchnaya-deyatelnost.html#sigProId2c67f59480
28 февраля на механико-математическом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова прошел доклад доцентов кафедры высшей математики Костромского государственного университета, Наталии Львовны Марголиной и Кирилла Евгеньевича Ширяева.
Тематика доклада – "О соотношении старшего ляпуновского и верхних центрального и особого показателей, определяемых методом стекловских усреднений" – вызвала живой интерес у участников семинара, включая уважаемых профессоров: Асташову И. В., Боровских А. В. и Сергеева И. Н.
В обсуждении прозвучали ценные предложения о дальнейшем развитии качественной теории и идеи о сотрудничестве с научным семинаром в МГУ.
30 ноября 2024 года кафедра высшей математики снова стала площадкой для проведения Всероссийского развлекательно-образовательного флешмоба по математике MathCat. В очередной раз мы убедились, что Математика – это интересно! MathCat — это некоммерческий проект, в рамках которого любой желающий может проверить свои математические знания в игровой форме.
https://kosgos.ru/svedeniya-ob-organizatsii/struktura-i-organy-upravleniya/instituty/institut-fiziko-matematicheskikh-i-estestvennykh-nauk/kafedry/kafedra-vysshej-matematiki/nauchnaya-deyatelnost.html#sigProIdd7670f51c9
25 ноября 2023 года кафедра высшей математики снова стала площадкой для проведения Всероссийского развлекательно-образовательного флешмоба по математике MathCat. В очередной раз мы убедились, что Математика – это интересно! 145 человек пришли субботним утром в КГУ, чтобы решить задачки. Кто-то пришёл один, кто-то с другом, а кто-то приехал из области, были и участники с родителями. А также: 63 участников в Белой лиге; 10 участник в Зеленой лиге; 52 участника в Жёлтой лиге; 7 участников в Красной лиге; 5 команд; 13 волонтеров.
Нам приятно, что в нашем регионе знают и любят математику. Такие «страшные» слова, как интеграл, логарифм, матрица, определитель, предел, инверсия, эксцентриситет, эквиполентность или Булева алгебра… участники флешмоба не увидели. Оказывается, углубляясь в математику, мы начали совсем забывать про то, как может быть интересно порешать «бытовые», на первый взгляд, совсем простые задачки. MathCat – взгляни по-новому на математику!
https://kosgos.ru/svedeniya-ob-organizatsii/struktura-i-organy-upravleniya/instituty/institut-fiziko-matematicheskikh-i-estestvennykh-nauk/kafedry/kafedra-vysshej-matematiki/nauchnaya-deyatelnost.html#sigProId57bee82ad2
28 ноября 2024 года Горланова Мария, студентка 1 курса Института физико-математических и естественных наук, приняла участие в олимпиаде RUDN MATH OLYMP
30 октября 2024 года прошла V методической конференции по теме: «Актуальные проблемы обучения математике для учителей образовательных организаций». На конференции обсуждались вопросы, относящиеся к проблемным зонам математического образования от начальной школы до вуза. С пленарным докладом выступит Семенов Андрей Викторович, заместитель председателя Федеральной группы разработчиков ЕГЭ по математике.
Докладчиками конференции были учителя школ, преподаватели вузов и СПО Костромской и Ярославской областей.
29 октября 2024 года в рамках Пятой методической конференции, по теме: «Актуальные проблемы обучения математике для учителей образовательных организаций» прошел конкурс научно-исследовательских работ для магистрантов и студентов. Свои методические разработки представили молодые специалисты и будущие учителя математики – студенты и магистранты.
https://kosgos.ru/svedeniya-ob-organizatsii/struktura-i-organy-upravleniya/instituty/institut-fiziko-matematicheskikh-i-estestvennykh-nauk/kafedry/kafedra-vysshej-matematiki/nauchnaya-deyatelnost.html#sigProId24b1b43a72
VI методическая конференция «Актуальные проблемы обучения математике для учителей образовательных организаций»
31 октября и 1 ноября 2023 года кафедра Высшей математики Института физико-математических и естественных наук провела IV методическую конференцию «Актуальные проблемы обучения математике для учителей образовательных организаций».
Пленарный доклад представил Семенов Андрей Викторович, выступали выдающиеся учителя города Костромы и Костромской области, преподаватели кафедры высшей математики, педагогики и акмеологии личности, информационных систем и технологий КГУ, магистры направления подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, направленности – Теория и методика реализации программ углублённого изучения математики.
Среди слушателей студенты ИФМЕН, учителя города Костромы и Костромской области и преподаватели КГУ.
ФИО |
Тема доклада |
Ссылки |
|
на презентацию |
на видео |
||
31 октября 2023 г |
|||
Бывших Татьяна Алексеевна, заслуженный учитель России |
Обобщение теоретического материала по теме «Окружность» |
||
Марголина Наталия Львовна, ФГБОУ ВО «КГУ» |
Тема «Случайные величины» в школьном курсе |
||
Ширяев Кирилл Евгеньевич, ФГБОУ ВО «КГУ» |
О некорректных формулировках некоторых задач |
– |
|
Медникова Лариса Андреевна, ФГБОУ ВО «КГУ» |
Алгоритмический подход к обучению младших школьников умению решать текстовые задачи |
||
Коваленко Марина Юрьевна, ФГБОУ ВО «КГУ» |
Об эффективности визуальной поддержки обучения решению текстовых задач |
||
Антоненко Ирина Михайловна, МКОУ Костромского муниципального района Костромской области Кузьмищенская СОШ |
Построение математической модели задачи «на движение» |
||
Курочкина Светлана Васильевна, МБОУ г. Костромы «Лицей № 34» |
Разноуровневое обучение на уроках математики |
||
Григорьева Ирина Владиславовна, Коваль Людмила Николаевна, Горохова Ольга Витальевна, МБОУ г. Костромы «Лицей № 17» |
Об организации профильного математического отряда в летнем пришкольном лагере |
||
Чувиляева Александра Сергеевна, Дорохова Жанна Викторовна, ФГБОУ ВО «КГУ» |
Интенсив, как форма обучения и развития профессиональных навыков |
||
Чувиляева Александра Сергеевна, Дорохова Жанна Викторовна,Секованов Валерий Сергеевич, ФГБОУ ВО «КГУ» |
Синергетический подход в обучении компьютерному моделированию |
– |
|
1 ноября 2023 г |
|||
Орлова Анна Александровна, руководителейIT-компании «Тензор» |
Приветственное О востребованности выпускников КГУ в компании Тензор |
– |
|
Новикова Анастасия Алексеевна, магистрант 3 курса, МБОУ г. Костромы СОШ №35 |
Использование свойств функций при решении задач с параметром |
||
Полякова Анна Геннадьевна, МБОУ Лицей № 1 городского округа город Волгореченск Костромской области имени Героя Советского Союза Н. П. Воробьёва. Пескова Мария Николаевна, магистранты 1 курса МБОУ г. Костромы «Гимназия № 33 имени выдающегося земляка Маршала Советского Союза, дважды Героя Советского Союза Александра Михайловича Василевского» |
О решении одной задачи в рамках подготовки к ЕГЭ профильного уровня |
||
Торосян Мери Вачагановна, магистрант 2 курса |
О вычислении одного предела |
||
Махина Ульяна Николаевна, магистрант 2 курса, Троскина Алёна Евгеньевна, аспирант 4 курса, МБОУ г. Костромы «Лицей № 32» |
Влияние знания формул сокращенного умножения на применение метода симметрии при построении графиков |
– |
– |
Дурышева Анна Сергеевна, магистрант 2 курса, МБОУ г. Костромы СОШ № 24 |
Решение олимпиадных задач по математике с помощью графов |
– |
|
Баянова Елизавета Руслановна, магистрант 2 курса, МБОУ г. Костромы СОШ №30 |
Создание квест-комнаты для организации внеурочных занятий по физико-математическим и естественным наукам |
||
Шабалина Мария Федоровна, магистрант 3 курса, МБОУ г. Костромы СОШ №29 |
Применение нейросетей при изучении математики в школе |
||
Сидоренко Алексей Александрович, магистрант 2 курса, МБОУ г. Костромы СОШ № 36 |
Систематизация знаний учащихся при итоговом повторении стереометрии |
||
Приезжева Екатерина Петровна, магистрант 2 курса |
Речевая грамотность, как составляющая математической функциональной грамотности |
||
Копылова Виктория Александровна, магистрант 1 курса, МАОУ СОШ №9 г. Боровичи, Новгородская области |
Применение технологии смешанного обучения на уроках математике |
||
Кузнецова Валерия Сергеевна, магистрант 1 курса, ООО «Семейная школа «Галилео»» города Мурманск |
Различные технологии развития логического мышления в школе |
||
Довгань Олеся Витальевна, магистрант 1 курса, МБОУ г. Костромы «Гимназия № 33 имени выдающегося земляка Маршала Советского Союза, дважды Героя Советского Союза Александра Михайловича Василевского» |
Технология ТРИЗ на уроках математики |
||
Семенов Андрей Викторович, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений», ведущий методист Центра педагогического мастерства, член Президиума Всероссийской ассоциации учителей математики, заместитель председателя Федеральной группы разработчиков ЕГЭ по математике, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования. |
Задачи по теории вероятностей в КИМ ОГЭ и ЕГЭ 2024 |
– |
|
Методические особенности решения геометрических задач базового, повышенного и высокого уровней сложности |
– |
https://kosgos.ru/svedeniya-ob-organizatsii/struktura-i-organy-upravleniya/instituty/institut-fiziko-matematicheskikh-i-estestvennykh-nauk/kafedry/kafedra-vysshej-matematiki/nauchnaya-deyatelnost.html#sigProId77215dddc3
20 января 2023 года состоялась открытая лекция профессора МГУ Сергеева И. Н. «О различных подходах к решению сложных школьных задач по математике». Доктор физико-математических наук Игорь Николаевич Сергеев рассказал о тонкостях и особенностях решения школьных задач повышенной сложности, в частности, о разных способах решения уравнений с параметрами, которые входят в число наиболее сложных задач школьного курса математики.
«Работа И.Н. Сергеева выполнена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-14192».
Ссылка на видео с лекцией https://youtu.be/o9BFr-48chA
https://kosgos.ru/svedeniya-ob-organizatsii/struktura-i-organy-upravleniya/instituty/institut-fiziko-matematicheskikh-i-estestvennykh-nauk/kafedry/kafedra-vysshej-matematiki/nauchnaya-deyatelnost.html#sigProId5c5907b760
19 января 2023 года для профессорско-преподавательского состава КГУ и для студентов бакалавриала, магистратуры и аспирантуры состоялась открытая лекция профессора МГУ Асташовой И. В. «Пример применения дифференциальных уравнений при решении инженерных задач». Доктор физико-математических наук Ирина Викторовна Асташова в популярной форме изложила некоторые аспекты и привела конкретные примеры использования аппарата теории дифференциальных уравнений при решении прикладных технических задач.
Ссылка на видео с лекцией https://youtu.be/XYhC7ot-RV0
https://kosgos.ru/svedeniya-ob-organizatsii/struktura-i-organy-upravleniya/instituty/institut-fiziko-matematicheskikh-i-estestvennykh-nauk/kafedry/kafedra-vysshej-matematiki/nauchnaya-deyatelnost.html#sigProId791e907876
26 ноября 2022 года кафедра высшей математики Института физико-математических и естественных наук Костромского государственного университета стала площадкой для проведение Всероссийского развлекательно-образовательного флешмоба по математике MathCat. Во флешмобе приняло участие 149 человек, среди которых: обучающиеся школ города Костромы, студенты образовательных организаций среднего профессионального образования, студенты бакалавриата и магистратуры различных направлений подготовки КГУ, учителя школ и колледжа, родители учеников и преподаватели КГУ. А также:
- 77 участников в Белой лиге;
- 31 участник в Зеленой лиге;
- 23 участника в Жёлтой лиге;
- 7 участников в Красной лиге;
- 4 команды: Белая лига - Зеленая лига - Желтая лига, Белая лига - Зеленая лига - Желтая лига - Красная лига, Зеленая лига - Желтая лига - Красная лига, Зеленая лига - Желтая лига;
- 10 волонтеров.
Математический кот – это некоммерческий проект, в рамках которого любой желающий может проверить свои математические знания в игровом виде. Участие в проекте общедоступно и бесплатно. Девиз акции: Математика для взрослых и не только!
Суть флешмоба заключается в следующем: все участники в определенное время и в определенную дату индивидуально решают авторские математические задачи, которые составлены специально для этой акции.
Участник получает вопросы одновременно всех четырех уровней. Оценив свои способности, он самостоятельно по своему желанию выбирает для решения одну из лиг. На решение отводится фиксированное время – 1,5 астрономических часа.
Еще одной особенностью флешмоба, помимо авторских задач, является возможность принимать участие в коллективных зачетах: персональном двойном (живое участие на площадке и участие в online), двойном, тройном и четверном зачетах. Многие участники приходят на флешмоб семьями и с друзьями и принимают участие в коллективных зачетах, соревнуясь с аналогичными комбинациями участников по всей стране. По окончании Маткэта каждый участник получает сертификат, а при подведении итогов проверки работ, победители в лигах получают дипломы.
Поздравляем победителей нашей площадки!
Белая лига |
1 Афанасьев Никита Владимирович 1 Бубнов Дмитрий Михайлович 1 Алешков Ярослав Алексеевич 1 Абашин Александр Сергеевич 1 Воронин Кирилл Иванович 1 Забежкина Алина Александровна 2 Лебедева Анастасия Романовна 2 Бахвалова Кристина Александровна 2 Комлев Александр Владимирович 2 Кучеров Илья Александрович 2 Кириллов Никита Антонович 3 Новикова Анастасия Алексеевна 3 Бутенина Дарья Вадимовна 3 Лопухин Кирилл Андреевич |
Зеленая лига |
1 Носова Мария Александровна 1 Мамедова Фаридэ 2 Пшеничников Максим Сергеевич 3 Чистяков Александр Сергеевич |
Желтая лига |
1 Измайлов Сергей Сергеевич 1 Нуждин Святослав Эдуардович 1 Новожилов Олег Евгеньевич 2 Ширяев Кирилл Евгеньевич 3 Суханов Дмитрий Васильевич 3 Толмачев Денис Иванович 3 Бабушкин Даниил Евгеньевич |
Красная лига |
1 Омельков Максим Александрович 2 Уважаев Александр Максимович 3 Феклистова Виктория Михайловна |
Спец номинация «самый юный участник» |
Омельков Леонид Максимович |
https://kosgos.ru/svedeniya-ob-organizatsii/struktura-i-organy-upravleniya/instituty/institut-fiziko-matematicheskikh-i-estestvennykh-nauk/kafedry/kafedra-vysshej-matematiki/nauchnaya-deyatelnost.html#sigProIdae20c2f7c2
3 ноября 2022 года кафедра Высшей математики Института физико-математических и естественных наук КГУ в «Точке кипения» провела очно-дистанционную III методическую конференцию «Актуальные проблемы обучения математике для учителей образовательных организаций».
Конференция адресована учителям математики. В ней были затронуты актуальные вопросы подготовки обучающихся к ГИА по математике; профильное обучение, в частности формирование учебного плана по ФГОС; актуальные вопросы формирования математической грамотности обучающихся; работа с учащимися с особыми образовательными потребностями и их родителями; проблемные зоны школьного математического образования.
В конференции приняли более 210 участников среди которых:
- учителя образовательных учреждений города Костромы и Костромской области (Кострома: Лицей № 34, 41, СОШ № 35, 7, 38, 11, 29, 44, 22 , 30, 23, 21, 6, 27, 32, 24, 1, 36, Гимназия № 1, 15, 33; Судиславская средняя школа, Солигаличская ООШ, Караваевская СОШ, Островская, Чухломская, Горчухинская, Никольская, Корежская средняя школа, СОШ №1 г. Буй, Клеванцовская СОШ №2, ГКОУ Школа-интернат КО для обучающихся с ОВЗ, Сусанинская, Пыщугская, Кадыйская, Судайская, Лицей № 3 г. Галича, гимназия №1 г. Галича, СОШ №2 г. Галич, Березовская СОШ Галичского района, Ореховская СОШ).
- главный специалист отдела реализации основных образовательных программ Управления образования Комитета образования, культуры, спорта и работы с молодежью Администрации города Костромы (Павлова Екатерина Дмитриевна);
- председатели двух предметных комиссий ОГЭ и ЕГЭ по математике (Дробышева Марина Павловна, Марголина Наталия Львовна);
- председатель методического объединения учителей математики города Костромы (Матвеева Елена Анатольевна);
- специалист Костромского областного института развития образования (Омелькова Мария Сергеевна);
- преподаватели кафедры методики преподавания естественно-математических дисциплин в начальной школе ЯГПУ им. К. Д. Ушинского (Налимова Ирина Владимировна, Кипяткова Оксана Сергеевна);
- преподаватели кафедры педагогики и акмеологии личности Института психологии и педагогии КГУ (Коваленко Марина Юрьевна, Медникова Лариса Андреевна);
- преподаватели кафедры высшей математики КГУ (Бабенко Алена Сергеевна, Матыцина Татьяна Николаевна, Марголина Наталия Львовна, Ширяев Кирилл Евгеньевич, Катержина Светлана Федоровна, Собашко Юлия Александровна);
- студенты 2, 4 курса направления подготовки Педагогическое образование, направленности Математика и физика;
магистранты 1 и 2 курсов направления подготовки Педагогическое образование, направленности Теория и методика реализации программ углублённого изучения математики.
ФИО |
Тема доклада |
Ссылки |
|
на презентацию |
на видео |
||
Марголина Наталия Львовна, ФГБОУ ВО Костромской государственный университет |
Результаты ЕГЭ-22 и что нужно знать о работе ПК выпускнику |
||
Дробышева Марина Павловна, МБОУ г. Костромы СОШ № 37 имени выдающегося земляка Тартышева А. М. |
Анализ результатов ОГЭ по математике за 2022 год |
- |
|
Павлова Екатерина Дмитриевна, Управления образования Комитета образования, культуры, спорта и работы с молодежью Администрации города Костромы |
Оценивание учебных достижений учащихся |
||
Медникова Лариса Андреевна, ФГБОУ ВО Костромской государственный университет |
Формирование математической функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе |
||
Коваленко Марина Юрьевна, ФГБОУ ВО Костромской государственный университет |
Начальное обучение, как эффективный процесс формирования математических знаний школьников |
https://disk.yandex.ru/i/fPH3hCwvtVS86w учебно-методическое пособие |
|
Пономаренко Татьяна Николаевна, МБОУ Костромского муниципального района Костромской области Караваевская СОШ |
Развитие речи на уроках математики |
||
Данилова Ирина Алексеевна |
Формирование вычислительных навыков школьников |
- |
|
Матвеева Елена Анатольевна, МБОУ г. Костромы СОШ № 24 |
Формирование понятия «модуль числа» в школьном курсе математики |
||
Ширяев Кирилл Евгеньевич, ФГБОУ ВО Костромской государственный университет |
Несколько слов об одной некорректной формулировке |
- |
|
Матыцина Татьяна Николаевна, ФГБОУ ВО Костромской государственный университет |
Геометрические приемы решения алгебраических задач |
||
Бутенина Дарья Вадимовна, МБОУ г. Костромы СОШ № 44; Сидоренко Алексей Александрович, МБОУ г. Костромы СОШ № 36 |
Методические приемы обучения стереометрии |
||
Бывших Татьяна Алексеевна |
Систематизация геометрических знаний по темам «Свойства биссектрис, медиан, высот» |
||
Антоненко Ирина Михайловна, МКОУ Костромского муниципального района Костромской области Кузьмищенская СОШ |
Преобразование алгебраических выражений в курсе математики основной школы |
||
Махина Ульяна Николаевна, Троскина Алёна Евгеньевна, МБОУ г. Костромы Лицей № 32 |
Работа с условием задачи и построение математической модели при решении 21 задания ОГЭ |
||
Тукина Любовь Викторовна, МБОУ г. Костромы СОШ № 30 |
Система домашних заданий по математике для обучающихся с ОВЗ |
||
Григорьева Ирина Владиславовна, МБОУ г. Костромы Лицей № 17 |
Работа одаренных школьников на платформе Сириус |
||
Коваль Людмила Николаевна, МБОУ г. Костромы Лицей № 17 |
Полуинвариант на платформе «Сириус» |
Видео https://disk.yandex.ru/i/RDMB7T2NqEaRFg презентация |
|
Горохова Ольга Витальевна, МБОУ г. Костромы Лицей № 17 |
Итоговые игры «Карусель» в 6 классе |
||
Катержина Светлана Федоровна, Собашко Юлия Александровна, ФГБОУ ВО Костромской государственный университет |
Деловая игра «Жемчужный ловец», как форма итогового контроля на уроках математики в средней школе |
||
Баянова Елизавета Руслановна, МБОУ г. Костромы СОШ № 30; Приезжева Екатерина Петровна, Торосян Мэри Вачагановна, магистранты 1 курса |
Бинарный урок |
||
Бабенко Алена Сергеевна, ФГБОУ ВО Костромской государственный университет; Новикова Анастасия Алексеевна, МБОУ г. Костромы СОШ № 35; Омелькова Мария Сергеевна, ОГБОУ ДПО КОИРО |
Формирование базовых предметных образовательных результатов в основной школе |
||
Смирнова Анна Николаевна, МБОУ г. Костромы Лицей № 17; Шабалина Мария Федоровна, МБОУ г. Костромы СОШ № 29; Дурышева Анна Сергеевна, МБОУ г. Костромы СОШ № 24 |
Применение цифровых технологий для формирования базовых предметных образовательных результатов обучающихся |
https://kosgos.ru/svedeniya-ob-organizatsii/struktura-i-organy-upravleniya/instituty/institut-fiziko-matematicheskikh-i-estestvennykh-nauk/kafedry/kafedra-vysshej-matematiki/nauchnaya-deyatelnost.html#sigProId3a5b94557d
17 ноября 2021 года кафедра Высшей математики Института физико-математических и естественных наук КГУ провела очно-дистанционную II методическую конференцию «Актуальные проблемы обучения математике для учителей образовательных организаций».
Конференция была адресована учителям математики и административным работникам образовательной организации, отвечающим за учебный план. В ней были затронуты актуальные вопросы подготовки обучающихся к ГИА по математике; профильное обучение, в частности формирование учебного плана по ФГОС; актуальные вопросы формирования математической грамотности обучающихся; работа с учащимися с особыми образовательными потребностями и их родителями; проблемные зоны школьного математического образования.
В конференции приняли более 200 участников среди которых:
- учителя образовательных учреждений города Костромы и Костромской области;
- главный специалист отдела реализации основных образовательных программ Управления образования Комитета образования, культуры, спорта и работы с молодежью Администрации города Костромы (Павлова Екатерина Дмитриевна);
- председатели двух предметных комиссий ОГЭ и ЕГЭ по математике (Дробышева Марина Павловна, Марголина Наталия Львовна);
- председатель методического объединения учителей математики города Костромы (Матвеева Елена Анатольевна);
- специалист Костромского областного института развития образования (Омелькова Мария Сергеевна);
- преподаватели кафедры методики преподавания естественно-математических дисциплин в начальной школе ЯГПУ им. К. Д. Ушинского (Налимова Ирина Владимировна, Кипяткова Оксана Сергеевна);
- преподаватели кафедры педагогики и акмеологии личности Института психологии и педагогии КГУ (Коваленко Марина Юрьевна, Медникова Лариса Андреевна);
- преподаватели кафедры высшей математики КГУ;
- студенты 4 курса направления подготовки Педагогическое образование, направленности Математика;
магистранты 1 курса направления подготовки Педагогическое образование, направленности Теория и методика реализации программ углублённого изучения математики.
ФИО | Тема доклада | Ссылки | |
на презентацию | на видео | ||
Павлова Екатерина Дмитриевна Управления образования Комитета образования, культуры, спорта и работы с молодежью Администрации города Костромы. | Учебный план СОО по ФГОС | ссылка | ссылка |
Кулаженкова Марина Геннадьевна МБОУ г. Костромы Гимназия № 15 | Этические аспекты взаимодействия учитель-ученик на уроках математики | - | ссылка |
Тукина Любовь Викторовна МБОУ г. Костромы СОШ № 30 | Работа с родителями детей с особыми образовательными потребностями при подготовке к ГИА | ссылка | ссылка |
Налимова Ирина Владимировна, Кипяткова Оксана Сергеевна ФГБОУ ВО «ЯГПУ им. К. Д. Ушинского» | Преемственность в обучении решению текстовых задач между начальной и основной школой | - | ссылка |
Медникова Лариса Андреевна ФГБОУ ВО «КГУ» | Изучение геометрических фигур и величин в начальной школе, как пропедевтика развития пространственного мышления | ссылка | ссылка |
Коваленко Марина Юрьевна ФГБОУ ВО «КГУ» | Рационализация вычислений как один из способов формирования арифметической культуры учащихся | ссылка | ссылка |
Ширяев Кирилл Евгеньевич ФГБОУ ВО «КГУ» | Преподавание математики в школе с точки зрения работающего в ВУЗе выпускника МГУ | - | ссылка |
Дробышева Марина Павловна, МБОУ г. Костромы СОШ № 37 имени выдающегося земляка Тартышева А. М. | Основные ошибки участников ОГЭ 2021 | ссылка | ссылка |
Адеева Светлана Юрьевна, МБОУ Костромского муниципального района Костромской области Шуваловская СОШ. | Система подготовки к итоговой аттестации учащихся сельских школ | ссылка | ссылка |
Пономаренко Татьяна Николаевна, МБОУ Костромского муниципального района Костромской области Караваевская СОШ. | Математические тренажеры на уроках математики | ссылка | ссылка |
Новикова Анастасия Алексеевна, Шабалина Мария Федоровна, МБОУ г. Костромы СОШ № 29; Смирнова Анна Николаевна, МБОУ г. Костромы Лицей № 17. | Применение информационных технологий при изучении школьного курса математики | ссылка | |
Григорьева Ирина Владиславовна, Коваль Людмила Николаевна, МБОУ г. Костромы Лицей № 17. | Инвариант: от кружка до экзамена | ссылка | ссылка |
Степанова Ольга Юрьевна, Лаврова Ирина Николаевна, МБОУ г. Костромы Гимназия № 28. | Метод узлов при построении графика функции содержащий переменную под знаком модуля | ссылка | ссылка |
Адеева Галина Витальевна, ОГБОУ КШИ «Костромской кадетский корпус». | Использование рабочих тетрадей при подготовке к решению практико-ориентированных задач | ссылка | ссылка |
Антоненко Ирина Михайловна, МКОУ Костромского муниципального района Костромской области Кузьмищенская СОШ. | Пропорциональность в заданиях ОГЭ | ссылка | ссылка |
Коваль Людмила Николаевна, МБОУ г. Костромы Лицей № 17. | Задания с параметром в ОГЭ | ссылка | ссылка |
Катержина Светлана Федоровна, Собашко Юлия Александровна ФГБОУ ВО «КГУ» | Задание № 9 ЕГЭ по математике | ссылка | ссылка |
Матвеева Елена Анатольевна, МБОУ г. Костромы СОШ № 24; Омелькова Мария Сергеевна, ОГБОУ ДПО КОИРО; Шувалова Тамара Александровна, МБОУ г. Костромы СОШ № 11. | Решение неравенств методом интервалов. Замена переменной в неравенствах | ссылка | |
Соколова Марина Семеновна, МБОУ г. Костромы Лицей № 32. | Авторская система подготовки к решению экономических задач | ссылка | ссылка |
Бабенко Алена Сергеевна, Смирнова Алена Олеговна, ФГБОУ ВО «КГУ»; Бутенина Дарья Вадимовна, МБОУ г. Костромы СОШ № 44. | Первые уроки стереометрии | ссылка | |
Матыцина Татьяна Николаевна, ФГБОУ ВО «КГУ» | Один из приемов решения задач по планиметрии в ЕГЭ | ссылка | ссылка |
Марголина Наталия Львовна, ФГБОУ ВО «КГУ» | Метод масс в геометрии | ссылка | ссылка |
https://kosgos.ru/svedeniya-ob-organizatsii/struktura-i-organy-upravleniya/instituty/institut-fiziko-matematicheskikh-i-estestvennykh-nauk/kafedry/kafedra-vysshej-matematiki/nauchnaya-deyatelnost.html#sigProId8a441bd584
25 февраля 2021 года кафедра Высшей математики Института физико-математических и естественных наук КГУ провела очно-дистанционную методическую конференцию на тему: «Актуальные проблемы обучения математике и физике для учителей образовательных организаций» секция «Математика».
Приняли участие более 100 учителей математики образовательных учреждений города Костромы и Костромской области, преподаватели кафедры высшей математики КГУ, а также студенты 4 курса направления подготовки Педагогическое образование, направленности Математика.
https://kosgos.ru/svedeniya-ob-organizatsii/struktura-i-organy-upravleniya/instituty/institut-fiziko-matematicheskikh-i-estestvennykh-nauk/kafedry/kafedra-vysshej-matematiki/nauchnaya-deyatelnost.html#sigProId54884367b3
ФИО | Тема доклада | сылка на презентацию | Ссылка на видео |
Дробышева Марина Павловна, МБОУ г.Костромы СОШ №37 имени выдающегося земляка ТартышеваА.М. |
Изменения в структуре и содержании ОГЭ | ссылка | ссылка |
Бабенко Алена Сергеевна, ФГБОУ ВО «КГУ» |
Практико-ориентированные задания в ОГЭ по математике | ссылка | ссылка |
Тукина Любовь Викторовна, МБОУ г.Костромы СОШ № 30 |
Практико-ориентированные задания в ОГЭ по математике для учащихся с ОВЗ | ссылка | ссылка |
Векшина Светлана Викторовна, МБОУ г.Костромы Лицей № 32 |
Текстовые задачи по теме «Прогрессии» в ГИА | ссылка | ссылка |
Антоненко Ирина Михайловна, МКОУ Костромского муниципального района Костромской области Кузьмищенская СОШ |
Задачи с параметром в ОГЭ | ссылка | ссылка |
Соколова Марина Семеновна, МБОУ г.Костромы Лицей № 32 |
Задачи по планиметрии в ОГЭ повышенного и высокого уровня сложности | ссылка | ссылка |
Марголина Наталия Львовна, ФГБОУ ВО «КГУ» |
Задания по теории вероятностей в ГИА | ссылка | ссылка |
Матвеева Елена Анатольевна, МБОУ г.Костромы СОШ № 24 |
Обобщающее повторение планиметрии при подготовке к ГИА | ссылка | ссылка |
Омелькова Мария Сергеевна, ОГБОУ ДПО КОИРО |
Перспективная модель ЕГЭ 2022г | ссылка | ссылка |
Пономаренко Татьяна Николаевна, МБОУ Костромского муниципального района Костромской области Караваевская СОШ |
Авторская система подготовки учащихся к ЕГЭ | ссылка | ссылка |
Катержина Светлана Федоровна, Собашко Юлия Александровна, ФГБОУ ВО «КГУ» |
Нахождение по графику коэффициентов квадратичной функции | ссылка | ссылка |
Григорьева Ирина Владиславовна, МБОУ г.Костромы Лицей № 17 |
Окружность и прямоугольный треугольник в задачах ЕГЭ | ссылка | ссылка |
Бабенко Алена Сергеевна, Смирнова Алена Олеговна, ФГБОУ ВО «КГУ» |
Комплексные числа в школьном курсе математике и в перспективной модели ЕГЭ | ссылка | ссылка |
Лаврова Ирина Николаевна, МБОУ г.Костромы «Гимназия №28» |
Обобщенный метод интервалов и метод рационализации при решении трансцендентных неравенств | ссылка | ссылка |
Матыцина Татьяна Николаевна, ФГБОУ ВО «КГУ» |
Система подготовки к решению задания № 16 ЕГЭ | ссылка | ссылка |
Омелькова Мария Сергеевна, ОГБОУ ДПО КОИРО |
Система подготовки к решению заданию № 19 ЕГЭ | ссылка | ссылка |
Марголина Наталия Львовна, ФГБОУ ВО «КГУ», Шорохова Светлана Апполинарьевна, МБОУ г.Костромы Лицей № 17 |
О некоторых способах решения задач с параметром | ссылка ссылка |
ссылка |
На кафедре развивается два научных направления, первое «Актуальные проблемы обучения математике в школе и вузе» и второе «Качественная теория дифференциальных уравнений». Данные направления имеют связь с направлениями подготовки, реализуемых на кафедре высшей математики и связь с направлениями студенческой научной работой, осуществляемой в форме семинаров кафедры. Научным руководителем семинара «Качественная теория дифференциальных уравнений» является доцент кафедры Ширяев К. Е., а семинаром «Актуальные проблемы обучения математике в школе и вузе» – доцент Бабенко А. С.
Все члены кафедры участвуют в многообразных конференциях, семинарах, вебинарах, конкурсах различных уровней. Регулярно публикуют свои научные исследования в области математики и прикладным вопросам, методике обучении математики в школе и в вузе.
- Всероссийская НМК «Актуальные проблемы преподавания математических и естественно-научных дисциплин в образовательных организациях высшего образования, Кострома ВА РХБЗ, февраль 2020.
- Актуальные технологии преподавания в высшей школе. Кострома. КГУ, июнь 2019.
- Инновационная траектория развития современной науки: становление, развитие, прогнозы, 2020.
- Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XI Международной научно-практической конференции, 2020.
- Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт: международная научно-практическая конференция г. Белгород, 2020.
- Педагогика и современное образование: традиции и инновации II Международной научно-практической конференции Петрозаводск, 2020.
- Вебинары «Особенности проектирования примерных образовательных программ высшего образования на основе ФГОС 3++» 2019.
- Вебинар «Цифровой учитель 2019/2020».
- Вебинар «Инклюзивное образование: опыт, практика, сложности и перспективы», 2019.
- Практическая онлайн-конференция «Цифровые инструменты в работе учителя», 2019.
- Практическая онлайн-конференция «Образовательные тренды 2020/2021», 2020.
- Серия вебинаров «Эффективная организация дистанционного обучения», 2020.
- Образовательный интенсив «Педагог 2.0: инструменты и технологии», 2020.
Студенты КГУ под руководством преподавателей кафедры высшей математики участвуют в различных олимпиадах, конкурсах студенческих научных работ:
- Открытая международная Интернет-олимпиада по математике. 1 тур. Кострома .
- Открытая международная Интернет-олимпиада по математике. 2 тур. Москва.
- Межвузовская межрегиональная олимпиада по математике среди курсантов и студентов нематематических специальностей (г. Кострома).
- Межрегиональная студенческая олимпиада по математике. II этап Всероссийской студенческой олимпиады. Ярославль
- Областной форум научной молодежи «Шаг в будущее».
- III международное первенство «Качество образования 2019/2020».
- Межрегиональная студенческая научно-практическая конференция «Ступени роста».
- Студенческий форум «МИР МАТЕМАТИКИ» в ВАРХБЗ им. Маршала СК. Тимошенко, 2019.
- Всероссийская физико-техническая контрольная «Выходи решать», 2019
- Проектный Интенсив «Прыжок в будущее», проводимый в КГУ совместно с Университетом национальной технологической инициативы, 2019.
- Проектный Интенсив «IT - в полет!», проводимый в КГУ в ИАСТ, 2019.